четверг, 28 апреля 2016 г.

Образование





Об­ра­зо­ва­ние – это один из оп­ти­маль­ных и ин­тен­сив­ных спо­со­бов вхож­де­ния че­ло­ве­ка в мир науки и куль­ту­ры. Имен­но в про­цес­се об­ра­зо­ва­ния че­ло­век осва­и­ва­ет куль­тур­ные цен­но­сти. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния чер­па­ет­ся и непре­рыв­но по­пол­ня­ет­ся из куль­тур­но­го на­сле­дия раз­лич­ных стран и на­ро­дов, из раз­ных от­рас­лей по­сто­ян­но раз­ви­ва­ю­щей­ся науки, а также из жизни и прак­ти­ки че­ло­ве­ка. Мир се­год­ня объ­еди­ня­ет уси­лия в сфере об­ра­зо­ва­ния, стре­мясь вос­пи­тать граж­да­ни­на мира и всей пла­не­ты. Ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся ми­ро­вое об­ра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство. По­это­му в ми­ро­вом со­об­ще­стве вы­ска­зы­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния фор­ми­ро­ва­ния гло­баль­ной стра­те­гии об­ра­зо­ва­ния че­ло­ве­ка (неза­ви­си­мо от места и стра­ны его про­жи­ва­ния, типа и уров­ня по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния).

Об­ра­зо­ва­ние – это про­цесс пе­ре­да­чи на­коп­лен­ных по­ко­ле­ни­я­ми зна­ний и куль­тур­ных цен­но­стей.
Среди со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов со­вре­мен­но­го об­ще­ства об­разование иг­ра­ет одну из важ­ней­ших ролей.
Об­ра­зо­ва­ние – один из спо­со­бов ста­нов­ле­ния лич­но­сти путем по­лу­че­ния лю­дь­ми зна­ний, при­об­ре­те­ния уме­ний и на­вы­ков раз­ви­тия ум­ствен­но-по­зна­ва­тель­ных и твор­че­ских спо­соб­но­стей через си­сте­му таких со­ци­аль­ных институ­тов, как семья, школа, сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции.
Цель об­ра­зо­ва­ния – при­об­ще­ние ин­ди­ви­да к достиже­ниям че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции, ре­транс­ля­ция и со­хра­не­ние ее куль­тур­но­го до­сто­я­ния.

Ос­нов­ной путь по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния – обу­че­ние и само­образование, т. е. если зна­ния, уме­ния и на­вы­ки приобрета­ются че­ло­ве­ком са­мо­сто­я­тель­но, без по­мо­щи дру­гих обу­чающих лиц.

Функ­ции об­ра­зо­ва­ния:
1. Экономиче­ская – фор­ми­ро­ва­ние со­ци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ной струк­ту­ры об­ще­ства, где люди спо­соб­ны осваи­вать на­уч­ные и тех­ни­че­ские нов­ше­ства и эф­фективно ис­поль­зо­вать их в про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти.
2. Со­ци­аль­ная – со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти, вос­про­из­вод­ство соци­альной струк­ту­ры об­ще­ства. Об­ра­зо­ва­ние – важ­ней­ший канал со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
3. Куль­тур­ная – ис­поль­зо­ва­ние ран­нее на­коп­лен­ной куль­ту­ры в целях вос­пи­та­ния ин­ди­ви­да, раз­ви­тия его твор­ческих спо­соб­но­стей.

Ми­ро­вое об­ра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство объ­еди­ня­ет на­ци­о­наль­ные об­ра­зо­ва­тель­ные си­сте­мы раз­но­го типа и уров­ня, зна­чи­тель­но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по фи­ло­соф­ским и куль­тур­ным тра­ди­ци­ям, уров­ню целей и задач, сво­е­му ка­че­ствен­но­му со­сто­я­нию.

В ми­ро­вой си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния вы­де­ля­ют опре­де­лен­ные гло­баль­ные тен­ден­ции:
1. Де­мо­кра­ти­за­ция си­сте­мы образо­вания – во мно­гих стра­нах лик­ви­ди­ро­ва­на неграмот­ность, мас­со­вое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли сред­нее и выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Об­ра­зо­ва­ние стало до­ступ­ным для ши­ро­ких слоев населе­ния, хотя раз­ли­чия в ка­че­стве и типах учеб­ных за­ве­де­ний со­хра­ня­ют­ся.
2. Рост продолжи­тельности обра­зования – со­вре­мен­ное об­ще­ство нуж­да­ет­ся в высоко­квалифицированных спе­ци­а­ли­стах, что уд­линяет сроки обу­че­ния.
3. Непре­рыв­ность об­ра­зо­ва­ния – в усло­ви­ях на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции ра­бот­ник дол­жен быть спо­соб­ным к быст­рым пе­ре­клю­че­ни­ям на новые или смеж­ные виды работ, на новые тех­но­ло­гии.
4. Гу­ма­ни­за­ция об­разования – вни­ма­ние школы, пе­да­го­гов к лич­но­сти уча­щегося, его ин­те­ре­сам, за­про­сам, индивиду­альным осо­бен­но­стям.
5. Гуманитариза­ция об­ра­зо­ва­ния – по­вы­ше­ние роли об­ще­ствен­ных дис­ци­плин в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, таких как эко­но­ми­че­ская тео­рия, со­цио­ло­гия, полито­логия, ос­но­вы пра­во­вых зна­ний.
6. Интернациона­лизация процес­са об­ра­зо­ва­ния – со­зда­ние еди­ной си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для раз­ных стран, ин­те­гра­ция об­ра­зо­ва­тель­ных си­стем.
7. Компьютериза­ция про­цес­са об­разования – ис­поль­зо­ва­ние новых со­вре­мен­ных техноло­гий обу­че­ния, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей гло­баль­но­го мас­шта­ба.

К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни в мире сло­жи­лись сле­ду­ю­щие об­ра­зо­ва­тель­ные мо­де­ли:
Аме­ри­кан­ская мо­дель: млад­шая сред­няя школа – сред­няя школа – стар­шая сред­няя школа – кол­ледж двух­го­дич­ный – кол­ледж че­ты­рех­го­дич­ный в струк­ту­ре уни­вер­си­те­та, а далее ма­ги­стра­ту­ра, ас­пи­ран­ту­ра.
Фран­цуз­ская мо­дель: еди­ный кол­ледж – тех­но­ло­ги­че­ский, про­фес­си­о­наль­ный и об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ный лицей – уни­вер­си­тет, ма­ги­стра­ту­ра, ас­пи­ран­ту­ра.
Немец­кая мо­дель: общая школа – ре­аль­ное учи­ли­ще, гим­на­зия и ос­нов­ная школа – ин­сти­тут и уни­вер­си­тет, ас­пи­ран­ту­ра.
Ан­глий­ская мо­дель: объ­еди­нен­ная школа – грам­ма­ти­че­ская и со­вре­мен­ная школа – кол­ледж – уни­вер­си­тет, ма­ги­стра­ту­ра, ас­пи­ран­ту­ра.
Рос­сий­ская мо­дель: об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная школа – пол­ная сред­няя школа, гим­на­зия и ли­цей-кол­ледж – ин­сти­тут, уни­вер­си­тет и ака­де­мия – ас­пи­ран­ту­ра – док­то­ран­ту­ра.

Источники:
1) http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvoznanie-klass0.html
2) http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/obrazovanie-v-sovremennom-mire?seconds=0

Комментариев нет:

Отправить комментарий