пятница, 6 марта 2015 г.

Социальное познание




Область С. п. имеет дело с познавательной деятельностью, опосредующей и сопровождающей соц.поведение. Она предусматривает анализ того, как стимульная информ. сначала кодируется, организуется в памяти, а затем используется чел. в процессе своего функционирования в соц. мире.

С. п., не являясь ни отдельной теорией, ни узкой эмпирической областью, соответствует специфическомуконцептуальному уровню анализа, используемого для совместного объяснения челов. мышления и соц.поведения. Этот уровень анализа яв-ся скорее молекулярным, чем молярным. Теоретики, работающие врусле этого направления, используют «ментальные» конструкты на уровне индивидуальных представлений,категорий и понятий. Эти конструкты являются достаточно абстрактными, чтобы охватить широкий спектрсодержательных областей (таких как представления о людях, чертах личности, ситуациях, животных ипроизведениях иск-ва). Большинство исследователей в этой области, несмотря на свою менталистскуюнаправленность, не ограничиваются изучением «сознательного» мышления. Ментальные конструкты обычноопределяются таким образом, чтобы оставить открытым вопрос о сознании.

Исследователи в области когн. психол., психолингвистики и искусственного интеллекта все в большейстепени вовлекаются в изучение когнитивных процессов более высокого порядка и интересуютсяобъяснением сложных видов обработки информ. человеком, таких как понимание и запоминание историй,последовательностей действий и др. тематически связанных ансамблей стимулов.

Понятие «схемы» обеспечило исходную общую почву для групп соц. и когнитивных исследователей.Элементы нашего когнитивного мира не существуют в виде какой-то беспорядочной, разрозненнойсовокупности. Скорее, они увязываются между собой в структуры более высокого порядка.

Понятие схемы оказалось очень близко соц. психологам, поскольку они уже использовали родственныесхеме понятия. К их числу относятся такие термины, как стереотип, норма, ценность, аттитюд и имплицитнаятеория личности. Чтобы облегчить установление концептуального единообразия в различных областях,некоторые исследователи С. п. разработали таксономии схем. К числу предложенных ими категорийотносятся: чел. (person), роль (role), событие (event), черта (trait), изобразительный (pictorial) и соц. группа(social group). Наряду с этим были также разработаны таксономии с т. зр. познавательного процесса, к-рыеклассифицируют схемы на основе их концептуальных свойств.

Информационный поход. Область С. п. рассматривает челов. разум как систему обработки информ.Информ. получается из окружающего мира, обрабатывается когнитивной системой и используется приреализации соц. поведения.

Первая ступень обработки информ. имеет дело с задачами кодирования и организации. Втораятематическая область обработки информ. связана с проблемой когнитивного поиска (информ. в памяти и ееизвлечения). Что определяет течение мысли и каким образом мы получаем доступ к сохраняемым в памятифактам и логическим выводам при реализации соц. поведения?

Сюда относится также проблема имплицитного поиска, к-рый происходит в случае более или менеенепроизвольных соц. реакций. Задачу поиска ранее приобретенной информ. можно обойти, когда чел.доступна поведенчески релевантная схема.

Третья категория проблем касается интеграции (объединения) информ. Люди часто сталкиваются сситуациями, для к-рых у них нет адекватных схем. В особенности, когда люди предвосхищают частоевозникновение таких ситуаций в будущем, в их интересах выработать новую схему, к-рая бы позволяласправляться с различными возможными вариантами этих ситуаций.

Четвертой тематической областью яв-ся выбор реакции (response selection). Каким образом люди оцениваютальтернативные варианты реакций, автоматически выбирают одну и реализуют ее в поведении? Контексткоммуникации и знание позиции аудитории может влиять на то, как и когда передаются когнитивные реакции.

Неразрешенные проблемы. Исследователи С. п., в целом, избегали вопроса о том, что приводит в действиекогнитивные системы. Родственной проблемой является роль когнитивных систем в регулированиимотивационных сил.

Соц. окружение отличается чрезвычайной сложностью. Количество и разнообразие информ., содержащейсяв соц. взаимодействии, необычайно велико. Каким образом чел. приходит к специфическому способу ееорганизации? Остается ли этот способ одним и тем же на всем протяжении ведущегося диалога и возможноли кодировать (и/или сохранять) эту информ. двумя или более способами одновременно? Такого родавопросы начинают выступать на передний план при обращении к уровню анализа, характерному дляперспективы С. п.Источники:1)http://ppt4web.ru/
2)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1037/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5


Комментариев нет:

Отправить комментарий