воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Многообразие путей и форм общественного развития



 




Домашнее задание: 
Базис — совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества. 
Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем, служащих в классовом обществе господствующему классу для контроля над эксплуатируемым классом с помощью идеологии, выгодной самому господствующему классу для поддержания общества в том положении, в котором оно находится и сохранения своей власти.
1) "Надстройка рождается базисом". Несмотря на то, что надстройка обладает относительной самостоятельностью, она не может намного отставать или опережать базис. Надстройка рабовладельческого строя никак не может сохраниться вплоть до капитализма или социализма, и наоборот, идеи научного коммунизма в античное время или в средние века возникнуть не могли. Надстройка обладает известной преемственностью в своем развитии. Определяясь своим базисом, она испытывает влияние предшествующей надстройки. Так, при переходе от феодализма к капитализму, когда феодальная надстройка как целое, рушится, сословная монархия, феодальная мораль и т. д. уступают место парламентарному строю и буржуазной морали, сохраняется старый судейский аппарат, армия, которые совершенствуются, приспосабливаются к новому строю. В конце XIX в. в царской России в экономических отношениях господствовал капитализм, поэтому можно сказать, что базис в основе был капиталистическим, однако в России вплоть до 1917 г. сохранялась монархия, т. е. типично феодальная форма государственного устройства.
2) "Каков базис, такова и надстройка". Возьмем базис первобытного общества. Отсутствие в нем частной собственности и классов, а следовательно, и классовых противоречий явилось причиной того, что в надстройке первобытного общества не было государственных, политических и правовых идей и соответствующих им учреждений. Возникновение частной собственности и классов, то есть появление базиса рабовладельческого общества, вызвало к жизни уже иного рода надстройку. Возникли идеи, обосновывавшие господство рабовладельцев над рабами, а также учреждения (государство и др.), охранявшие это господство.
3) "Изменения базиса влечет за собой изменение надстройки". Определяющая роль базиса по отношению к надстройке проявляется не только в том, что надстройка порождается базисом, но еще и в том, что существенные изменения в экономическом строе обязательно приводят к изменениям в надстройке. Так, например, при переходе от домонополистического капитализма к империализму капиталистическая экономика претерпела серьезное изменение: свободная конкуренция сменилась монополией. Соответственно этому изменилась и буржуазная надстройка.
4) "Надстройка обладает относительной самостоятельностью". 
Порождаясь базисом, надстройка обладает и относительной самостоятельностью, одним из важных проявлений которой является преемственность в ее развитии. С уничтожением старого базиса прекращает свое существование старая надстройка как целое, как система взглядов и учреждений старого общества. Отдельные же ее элементы переживают базис, который породил эту старую надстройку, и переходят в надстройку нового общества. При этом новая надстройка берет из старой только те элементы, которые могут служить классам нового общества, отвечают интересам этих классов. Христианская религия, например, возникнув при рабовладении, верой и правдой служила феодалам, а сейчас служит буржуазии. В надстройке любого общества есть также и такие непреходящие элементы, которые имеют значение для всего человечества. Таковы, например, общечеловеческие нормы нравственности, лучшие достижения литературы и искусства.

 2. "Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). " Материализм развивался в течение многих веков, его продвигали такие известные люди как Фалес, Диоген, Демокрит, Аристотель. Но именно Карл Маркс является основоположником исторического материализма - "единства теории развития общества и методологии его познания." Последователи этого учения считали, что общество является частью природы, тогда история творится не только случайными людьми, а подчиняется каким-то объективным законам, как и природа. Одной из главных задач этой науки и было выявить эти объективные законы развития. А чтобы узнать законы развития человеческого общества, следует провести параллели от частного к общему, то есть от законов развития общества к законам развития природы.
Источники:
1) http://www.moe-online.ru/post/view/68218.html
2) http://nsc.kg/istoricheski_materializm/101-otnositelnaya-samostoyatelnost-i-aktivnaya-rol-nadstroyki.html
3) http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Исторический_материализм
4) http://docme.ru/Ca9

Комментариев нет:

Отправить комментарий