понедельник, 8 сентября 2014 г.

Наука и философия

Домашняя работа №1.
1. Оцените с помощью обществоведческих знаний роль, которую играет философия в вашей учебе и шире - в вашей познавательной деятельности.
 "Этот мир - пузырь". 
 Ф. Бэкон 
  Предположим, что наш мир резко превратился в одно большое озеро, с полноценной флорой и фауной, в большинстве своем безопасной. В нем плавают около 7 миллиардов людей, но выплыть, увы, никто не может, хотя все пытаются. На воде держаться сложно, под водой - гораздо легче, зато дышать там абсолютно невозможно. Разумеется, долго прожить в таком мире нельзя. Но вдруг кто-то умный заметил, что можно дышать через соломинку, сделанную из камыша. И все тут же поплыли делать соломинки, чтобы улучшить свою жизнь. Прогресс в мире развивался все быстрее и быстрее, придумывались маски, ласты и акваланги. Но чтобы суметь всем этим пользоваться, нужно было понять принцип и научиться плавать с соломинкой, а затем лишь выбирать, с чем ты будешь плавать дальше. Многие не хотели учиться плавать под водой и узнавать новый мир, они хотели существовать на поверхности, но остальные давили на них и заставляли погружаться снова и снова, несмотря на нежелание обучаемых. Спустя некоторое время эти люди научились плавать под водой, использовать акваланги и другую технику, но все равно предпочитали таинственной глубине озера поверхность воды и лучи солнца. Возможно, некоторые из них до сих пор плавают там, не желая узнавать ничего нового.



   Этот мир - мое видение жизни, которая бурлит вокруг нас. В данном случае, я смотрю с точки зрения солипсизма, философской позиции, которая считает, что реален только тот мир, что находится у нас в голове. А то, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем - лишь обман, который мы создаем в нашем сознании. Обложка, скрывающая настоящий мир, который мы не можем осознать в силу его сложности или отвратительности. К сожалению, мы не можем с точностью доказать или опровергнуть это утверждение, так как нам доступны только собственное сознание и ощущения, и мы не можем знать, как воспринимают этот мир другие люди.
    Поэтому такая наука, как философия, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности, очень важна. Ведь благодаря ней мы можем разобраться, как развивался этот мир, как стоит поступать в ситуациях, двояких с точки зрения морали, к чему нам стоит стремиться в этом мире и чего избегать. Мы можем понять, как действует этот мир и для чего он существует.
     В моем выдуманном мире соломинка - это аллегория школы. До школы человек познает мир самостоятельно (учиться плавать), но только в школе он начинает осознавать не только то, как выглядит его мир, но и то, как видят мир другие люди, включая именитых ученых. Конечно, можно попытаться понять истинную сущность мира самостоятельно, но мало кому удается в отсутствие четко выверенной системы и преподавателей не утонуть в знаниях, а удержаться на плаву. Так вот, школа - средство дыхания. А философия - это руки, которыми я гребу сквозь толщу воды. С помощью философии мы лучше понимаем школьные предметы, находя ту истину, благодаря которой сможем сделать мир чуть искренней.
 2. Умеете ли вы правильно задавать вопросы и вести диалог, находить причинно-следственные связи и критически оценивать информацию?
 "В наше время вся информация существует лишь для того, чтобы отвечать на вопросы, которых никто не задает.
Хельмут Арнцен 
     Каждый познаёт мир тем способом, которым умеет. Совсем маленькие дети ощупывают и рассматривают окружающий мир, изредка стараясь задействовать и вкусовые рецепторы, пробуя ту или иную игрушку. Дети постарше начинают задавать вопросы. Мне кажется, что все родители боятся услышать два вопроса: "откуда я взялся" и "почему небо голубое". Причем, еще неизвестно, какой из двух вопросов они боятся услышать больше. Это путь, которым многие из нас начинают позвать мир: с помощью ощущений и вопросов. Поэтому я считаю, что умею задавать такие вопросы, чтобы ответы на них улучшали мое представление об окружающем мире.
 Диалог может проходить в разных формах. Одна из моих самых любимых форм - невербальный диалог. Иногда выражение лица и движение тела может сказать гораздо больше, чем тысячи слов. Особенно интересно наблюдать за задумавшимся человеком, так как он не контролирует свое выражение лица. Я считаю умение вести диалог одним из самых полезных в этой жизни, так как благодаря нему мы узнаем новых людей. А в одиночку никогда не понять, как устроен этот мир. К сожалению, я еще не полностью овладела этим умением.      Взаимное уважение и понимание - залог того, что мы будет мирно существовать друг с другом. А понимание не возможно без причинно-следственных связей. Это то же самое, что объяснять высшую математику человеку, который с трудом складывает два и два. То есть чисто теоретически это возможно, человек имеет к этому способности, но без базовых знаний все очень быстро выветрится у него в голове, или, что еще хуже, исказится. То же самое действует в отношении логики и причинно-следственных связей. Если человек не понимает элементарных логических цепочек, к примеру, если дождь на улице, следует взять зонтик, то обсуждать такие тонкие вопросы, как толерантность и мир во всем мире достаточно сложно. Я считаю, что умею находить элементарные причинно-следственные связи, но при этом стараюсь развиваться и создавать сложные логические цепочки.
 В современном мире без критики обойтись достаточно сложно. По одному событию каждый канал делает свой репортаж, и информация обычно разнится. Очень сложно в таком случае отличить, что было на самом деле, а что является художественным преувеличением. В данном случае критика поможет снять с глаз пелену художественного вымысла. Я считаю, что иногда немного перебарщиваю в критике окружающего мира, из-за чего пелена художественного вымысла не просто спадывает, а сносит за собой большую часть важной информации.
 3. Разделяете ли вы позицию Д. Дефо - автора знаменитого "Робинзона Крузо", утверждавшего, что "никогда не поздно поумнеть". 
"Сегодня мы любим то, что завтра будем ненавидеть; сегодня ищем то, чего завтра будем избегать. Завтра нас будет приводить в трепет одна мысль о том, чего мы жаждем сегодня."  Д.Дефо 
 Люди непостоянны. Наша точка зрения меняется очень часто, как и мир, окружающий нас. Так откуда мы можем знать, во что наше сегодняшнее "поумнеть" превратиться завтра? Сегодня ты считаешь, что улучшаешь себя, заучивая эту информацию, а завтра она уже не верна. Если ты один раз отстал, то догнать потом будет очень сложно.
 Так может, ум - это "соображалка"? К моему глубокому сожалению, одна смекалка без знаний практически ничего не стоит. Для того, чтобы дойти до всего собственным умом в трудной ситуации, может просто не хватить времени. Гораздо лучше четко знать, где и как нужно перевязывать руку при венозном кровотечении, чем думать на месте, что и как, и терять драгоценное время.
 Я считаю, что Д. Дефо был не прав, когда утверждал, что никогда не поздно поумнеть. Есть такие моменты, когда человек просто не успел. Не успел сказать, не успел подумать, не успел решить - а поезд уже ушел, и нет смысла садиться на следующий, ведь все счастье осталось здесь. Иногда гораздо лучше быть счастливым, чем умным.

Домашняя работа №2.
1. Какие два вида включает в себя Обществознание?
Обществознание включает в себя социальные науки и гуманитарное познание.
2. Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания?
Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей, а гуманитарное познание ориентировано на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
3.  Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?
Гуманитарные и социальные научные дисциплины изучают общество и человека, существующего в нем.
4. Составьте таблицу, в первую колонку которой выпишите из текста все суждения, характеризующие социальные науки, а во вторую - название гуманитарных дисциплин, к которым они относятся.

1 комментарий:

  1. Катя, спасибо Вам за Ваши мысли, прочитала с удовольствием и интересом! Вы молодец!

    По поводу критики ещё одна реплика. Вышел в Сеть — открылся. Отправился на Олимпиаду или конкурс — заведомо стал объектом для критики. Если мы сознательно ставим себя в позицию оценивания, то должны быть готовы не только критически воспринимать какую-то информацию, но и принимать критику от других.

    ОтветитьУдалить